О том, каким образом и почему рост страхового рынка влияет на кредитные рейтинги его участников и как в целом изменилась надежность российских страховщиков за последние два года, в интервью «Ъ-Страхованию» рассказал директор страховых рейтингов Национального рейтингового агентства Сергей Туруев.
— Как вы в целом оцениваете динамику российского страхового сектора в последние годы, финансовое положение компаний?
— Начать, наверное, нужно с объемов рынка. В этом году мы наблюдаем высокие темпы роста объема собранных премий: по итогам января—июня он составил 24% относительно первого полугодия 2022 года, причем наблюдается практически во всех сегментах рынка после околонулевого роста по итогам прошлого года. Это сопоставимо с темпами 2021 года, когда экономическая активность восстанавливалась после пандемии COVID-19 и страховой рынок показал двузначный рост на 17,5%.
А рост сборов при прочих равных — это рост прибыли компаний, что приводит к увеличению капитала, если, конечно, они не платят слишком большие дивиденды, а значит, к увеличению их надежности.
Другое дело, что сейчас основными драйверами роста выступали каско, ОСАГО, страхование жизни. Пострадали же в прошлом году сильнее всего иные виды. Например, практически ушли с рынка западные перестраховочные компании, в связи с тем что передавать риски, как это делалось раньше, стало невозможно. Сильно просело морское страхование, страхование грузоперевозок в определенных направлениях, пострадало авиационное и космическое страхование.
Это действительно сильно коснулось ряда страховщиков, но речь шла чаще всего о небольших компаниях, причем монопрофильных, страхующих какой-то один определенный вид ответственности. Многие из них в прошлом году ушли с рынка, те, кто остался, переориентировались на новые ниши, запускали новые продукты и в целом к настоящему времени их положение стабилизировалось.
Также можно отметить, что в течение года мы наблюдали консолидацию основных игроков страхового рынка, их стремление сохранить портфели по корпоративным видам и оптимизировать отношения с посредниками в части комиссионного вознаграждения.
— С точки зрения рейтингов насколько изменились ваши оценки рисков страховых компаний за последние два года? И насколько помогли им регуляторные послабления Центробанка?
— В целом стоит отметить, что в 2022 году ЦБ совместно с Минфином совершил что-то наподобие чуда, не дав рынку упасть, и теми послаблениями, которые были имплементированы, страховые компании активно пользовались, некоторые пользуются до сих пор. Одна из самых важных мер связана с созданием резервов, точнее, с тем, что те ценные бумаги, которые проходили так или иначе через Euroclear, были заморожены, а ЦБ разрешил постепенно, в течение десяти лет, создавать по этим единовременным убыткам резервы, и эта заморозка не стала фактором, способным в ряде случаев привести к банкротствам компаний.
— Регуляторные послабления — это все же про нормативы, про необходимость дополнительного резервирования для их соблюдения. А реально у компаний какое финансовое состояние?
— В прошлом году действительно у многих было непростое положение, были поводы и для снижений рейтингов, и даже для их отзывов — это видно и по нашей статистике, и по статистике других рейтинговых агентств. В этом году мы такого не наблюдаем: рейтинги страховщиков в основном растут, восстанавливаются, если не брать какие-то частные случаи.
— А в целом уровень рейтингов страховщиков сейчас по сравнению с 2021 годом вырос или снизился?
— Для корректного ответа на этот вопрос нужно сначала немного прояснить методологию расчета рейтингов. Она подразумевает, что если весь рынок не растет, то и рейтинг в целом остается на одном уровне. То есть то, что количество позитивных пересмотров рейтингов и компаний с хорошим финансовым состоянием за 2023 год выросло, обусловлено, в частности, тем, что год был урожайным для страховых компаний в плане сборов и прибыли. Если говорить о сравнении с 2021 годом, то за прошедшее время вырос рынок, из-за чего выросли сами компании, увеличивалась их стабильность и надежность, что, в свою очередь, отражалось в рейтингах компаний. Тут сложная цепочка причинно-следственных связей — прямое линейное сопоставление было бы не совсем правильным.
— То есть кредитное качество страховщиков по вашей методологии росло в связи с ростом размера их бизнеса?
— Нет, не только, хотя данный фактор тоже имел значение. Но основную роль сыграла инвестиционная позиция компаний. Из их активов уже ушли акции, облигации и другие финансовые инструменты западных эмитентов, компании размещают свободные денежные средства в депозиты или в российский инвестиционный рынок. И эти активы менее, если так можно выразиться, авантюрны, чем активы образца 2021 года, к тому же сейчас в связи с ростом ключевой ставки ЦБ они приносят очень хороший доход, что также улучшает финансовое состояние и повышает стабильность и надежность бизнеса.
— Что сейчас мешает российским страховщикам улучшать свое кредитное качество, что помогает?
— Помогают, конечно, хорошие сборы, хорошая доходность финансового рынка, высокая прибыль, хотя, конечно, это верно не для всех — многое зависит от инвестиционной политики конкретной компании, ее планов по распределению заработанной прибыли, развитию. Мешает, наверное, малая емкость российского фондового рынка, недостаточное количество инвестиционных инструментов — с этой точки зрения потеря доступа к западным финансовым площадкам оказалась болезненна.
— С точки зрения кредитного качества вы можете выделить какие-то классы компаний, которые лучше рынка в целом или хуже?
— Чем больше у компании видов страхования, тем она проще справляется с кризисом, что понятно: если у вас, условно, 30 страховых продуктов и несколько из них станут убыточными, вы закроете эти убытки из прибыли остальных. И поскольку широкую диверсификацию могут позволить себе только крупные компании, можно сказать, что размер страховщика косвенно влияет на его надежность. И эти соображения качества диверсификации напрямую влияют на оценки рисков при присвоении кредитного рейтинга.
— В связи с регуляторными послаблениями ЦБ вносились ли изменения в методику присвоения рейтингов?
— Да, вносились, они были согласованы с ЦБ, мы постоянно находимся на связи с регулятором. Изменения в основном касались методики оценки капитала компаний в связи с новыми подходами Центробанка по данному вопросу выхода нового стандарта 781-П.
— У банков в связи с подобными изменениями регуляторных подходов зачастую начинают на балансах накапливаться так называемые спящие или скрытые проблемы по кредитам, у страховщиков есть подобные явления?
— В страховых компаниях это называется произошедшие, но не заявленные убытки. За исключением упомянутой ситуации с заблокированными в Euroclear финансовыми инструментами, у российских страховщиков подобных активов крайне мало, хотя, конечно, в случае отдельных компаний это могут быть существенные для них суммы.
— Каков ваш прогноз развития рынка на 2024 год?
— В моторном страховании росту спроса будут способствовать административные меры — так, предполагается, что наличие полиса ОСАГО будет проверяться через дорожные камеры наблюдения, кроме того, предполагается введение специального режима страхования такси — как самих машин, так и жизни пассажиров. Спрос на каско будет поддерживаться стабильными продажами новых китайских автомобилей, этот процесс уже налажен. Все это будет способствовать росту продаж и прибылей страховщиков и улучшению их финансового положения.
По итогам года Национальное рейтинговое агентство ожидает, что объем собранных премий в 2023 году достигнет рекордных 2,2 трлн руб.
В следующем году также ждем продолжения роста в пределах 9–10%, до уровня порядка 2,3 трлн руб. По мнению НРА, основные драйверы роста останутся прежними, за исключением кредитного страхования, которое может сильно просесть за счет резкого сокращения выдач по ипотеке в случае сохранения высокого уровня ключевой ставки ЦБ.
Беседовал Петр РУШАЙЛО.
Вся пресса за 20 декабря 2023 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Рейтинги
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
8 ноября 2024 г.
|
|
Аргументы и факты-Нижний Новгород, 8 ноября 2024 г.
Мошенники выманивают деньги у нижегородцев под предлогом смены полиса ОМС
|
|
РИА Томск, 8 ноября 2024 г.
Эксперт: средняя выплата по ОСАГО превысила 90 тыс. руб. в Томской области
|
|
Медвестник, 8 ноября 2024 г.
В Ингушетии возбудили дело о нецелевом расходовании средств ОМС
|
|
atorus.ru, 8 ноября 2024 г.
В АТОР раскрыли, есть ли вспышка вируса Коксаки в Турции
|
|
ТАСС, 8 ноября 2024 г.
«Известия»: об окончании действия ОСАГО будут напоминать через Госуслуги
|
|
Сахалин и Курилы, 8 ноября 2024 г.
Число сахалинцев, которые застраховали имущество и бизнес, значительно выросло в 2024 году
|
|
Frank Media, 8 ноября 2024 г.
«Хоум банк» стал единственным акционером «Хоум кредит страхования»
|
|
КазТАГ (Казахское телеграфное агентство), 8 ноября 2024 г.
Страховщики Казахстана должны будут ежегодно отчитываться по результатам стресс-тестирования
|
|
Компания, 8 ноября 2024 г.
Россиянам напомнят об окончании срока ОСАГО через «Госуслуги»
|
|
ТВ-центр, 8 ноября 2024 г.
Госуслуги будут заранее напоминать об истечении ОСАГО
|
|
КазТАГ (Казахское телеграфное агентство), 8 ноября 2024 г.
При менее 40% убыточности продукта страховщик в Казахстане должен будет пересмотреть тариф
|
|
Авторадио, 8 ноября 2024 г.
Страховщики назвали возможный размер компенсации пострадавшим от утечек данных
|
|
КазТАГ (Казахское телеграфное агентство), 8 ноября 2024 г.
Рассмотрение жалоб клиентов страховщиков в Казахстане хотят ограничить 15 рабочими днями
|
|
Интерфакс, 8 ноября 2024 г.
ХКФ банк консолидировал все 100% «Хоум кредит страхования»
|
|
Восток-Медиа, Владивосток, 8 ноября 2024 г.
Защита жилья, бизнеса и автомобилей: что чаще всего страхуют жители Приморья
|
|
Ведомости, 8 ноября 2024 г.
Страховщики назвали возможный размер компенсации пострадавшим от утечек данных
|
|
Известия, 8 ноября 2024 г.
Смена полисов: об окончании срока ОСАГО хотят напоминать через «Госуслуги»
|
 Остальные материалы за 8 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|